esowriter (esowriter) wrote,
esowriter
esowriter

ВЫБОРЫ БЕЗ ИЗБИРАТЕЛЯ, ДЕЛО БЕЗ ДЕЛАТЕЛЯ

Елене Баутиной о том, что такое риск


Это дело случилось давно. «Случилось» - единственное правильное и точное слово.

Мне было лет 18. Друзья из ВГИКа с режиссерского снимали курсовые фильмы. Ну, а меня занесло на съемки.

В тот день снимался сюжет: группа студентов едет по проселочной дороге в запряженной телеге, потом конь (или лошадь – я не помню да и не проверяла) останавливается, мы спрыгиваем с телеги. Ну, не сам/сама, конечно, останавливается, а кучер его/ее «тормозит». В роли кучера выступал тоже тогдашний студент мастерской Скобцевой и Бондарчука. Предполагалось сделать несколько дублей, но жизнь порвала все страницы, исперещеренные грандиозными планами будущего режиссера, на мелкие клочки.

В запряженной телеге я тогда ехала впервые. Прокатились мы, как говорится, с ветерком. «Кучер», как и полагалось, «тормознул», и мы все начали готовиться к высадке. Оператор продолжал снимать. Кто каким макаром пытался покинуть телегу, не помню. Я стояла на ребре – если представить себе телегу, как ящик с дном и четырьмя стенками, то в тот самый критический момент я располагалась, стоя в полный рост босиком на ребре одной из стенок, готовясь чуть-чуть присесть и элегантно спрыгнуть на травку. И тут конь (или лошадь) пошел/пошла вперед, телега двинулась, как и следовало ожидать, вслед за ним/ней. Этого никто не ожидал, и сценарий такой поворот событий не предусматривал. Как позже выяснилось, в тот день не только я впервые прокатилась в телеге, но и «кучер» впервые «рулил», поэтому совершенно не знал, что запряженное животное - не автомобиль, и вожжи следует держать натянутыми, пока все пассажиры ни «покинул салон». Так что вожжи он пустил, и настало непредказуемое.

Что делали остальные, не знаю. У меня самой не было ни секунды на размышления, поэтому принимать решения я не могла. Видимо, у меня было два варианта, из которых я могла бы выбирать, если бы на выбор было время: я могла свалиться в зависимости от суммы векторов действующих на меня сил или обратно в телегу, или наружу. В том случае, если бы решение принимал ум, он наверняка делал бы выбор именно из этих вариантов, подсчитывая, который из них будет менее болезненным и травмирующим. и пытаясь изменить указанную сумму. Но, к счастью, ум тогда к избирательной урне не допустили.

То, что называлось формально мной, вытянуло вверх руки, стоя во весь рост на этом узеньком ребре, и совершив движение вперед и вниз, успешно приземлилось на твердь в позиции «стойка на руках», перевернулось в мостик и село на коленки. Тогда казалось, что это незамысловатое сальто длится бесконечно долго. Я до сих пор вижу его со всеми подробностями, как в замедленной съемке, словно та часть меня, которую называют наблюдателем, смотрела на все это со стороны. В тот миг не существовало никого, кто делал выбор и принимал именно это решение, и никого, кто делал эти движения. Я точно знаю, что все это проделывал не тот субъект, коего принято называть «я»...

Позже я не раз сталкивалась с подобными ситуацими, но этот фантастический промежуток несуществующего времени, когда выбор был сделан без наличия выбирающего, а действие – без наличия делателя, остался в моей памяти навсегда. Это было живое присутствие. :)

Кстати, выбор был сделан оптимально! Двое из моих «однокурсников» закончили дислокацию своих телес из телеги переломами, одна сотрясением мозга, многочисленные ссадины и синяки были у всех. Будущему режиссеру за несоблюдение техники безопасности позже влепили, как положено. А я встала и пошла без единой царапинки или хотя бы малюсенького синячка. :)

Живое присутствие выбрало из трех рисковых вариантов самый рискованный, но с блестящим финалом. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments